В преддверии намеченной на 25 мая в Москве встречи лидеров России, Армении и Азербайджана один из участников запланированного трёхстороннего саммита, премьер-министр Армении Никол Пашинян, дал пресс-конференцию в Ереване
Источник: infoteka24.ru
У всех, кого интересует, когда наступит долгосрочный мир на Южном Кавказе, интерес к этой пресс-конференции был огромным.
Всем хотелось ясности в условиях всё большего политического тумана вокруг карабахского урегулирования. Ведь именно этот вопрос во многом определяет температуру и российско-армянских, и российско-азербайджанских отношений.«Армения остаётся приверженной мирной повестке в регионе. И мы надеемся, что в ближайшее время придём к соглашению по тексту мирного договора и сможем его подписать», — заявил Никол Пашинян. Затронув ключевой и наиболее болезненный для армяно-азербайджанского урегулирования вопрос о будущем той части Нагорного Карабаха, которая после второй карабахской войны осени 2020 года всё ещё остаётся неподконтрольной Баку, он заявил о готовности Еревана признать её, как и весь Нагорный Карабах, территорией Азербайджана.
Само по себе это заявление можно было бы считать прорывным, если бы не одна принципиальная оговорка армянского премьера, заставляющая думать о том, что главный камень преткновения на пути к мирному договору убрать так и не удаётся.
«Но следует также отметить, что мы говорим о том, что вопрос прав и безопасности армян Нагорного Карабаха должен обсуждаться в формате Баку — Степанакерт», — уточнил Никол Пашинян. Вся загвоздка в этом но. Именно оно делает предложение Еревана в таком виде неприемлемым для Баку.
Почему?
Азербайджанская сторона исходит из того, что после второй карабахской войны нет больше никакого Нагорного Карабаха (даже этот термин в стране использовать сегодня строго запрещено). Бывший Нагорный Карабах в Баку теперь называют «карабахским экономическим районом» страны, который должен иметь ровно такой же статус, что и другие регионы Азербайджана, — ни больше ни меньше. Поэтому предложение вести переговоры о будущем Карабахского региона в формате Баку — Степанакерт становится для азербайджанской стороны сильнейшим раздражителем. А именно — попыткой найти лазейку для того, чтобы выторговать для Степанакерта, где засели не желающие жить в составе Азербайджана и не желающие получать паспорта его граждан «сепаратисты», некий особый статус.
Считая «карабахский экономический район» своей суверенной территорией, Азербайджан расценивает любые предложения вести переговоры с частью самого себя как попытку вмешательства в свои внутренние дела.
При этом в Баку также исходят из того, что нет никакого особого «народа Нагорного Карабаха», а есть проживающее здесь армянское этническое меньшинство, которое автоматически получит все те права, что и другие граждане, включая право на безопасность, в рамках законодательства страны. В Баку настаивают, что с этими людьми нужно вести не политические переговоры, как предлагают Ереван и стоящие за ним западные посредники, включая главного азербайджанофоба Запада президента Макрона, а диалог о том, как решать гуманитарные вопросы на пути к миру и порушенной за годы конфликта гармонии межнациональных отношений.
Вот так выглядит карабахская головоломка перед решающими переговорами лидеров России, Азербайджана и Армении в Москве.
Сергей Строкань, RT
Свежие комментарии